все о картинах

Стремясь к источнику света, вдохновения или божества, такие художники, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Лорен С. Харрис, Эдвард Мунк и Эмили Карр, погружались в духовное, даже мистическое. Помимо выдающихся произведений искусства, некоторые из них оставили после себя письма и дневники, книги и интервью, в которых рассказывают о своих трансцендентных путешествиях и сосредотачиваются на душе вещей, а не на более материальных элементах.

Эти мастера рубежа двадцатого столетия создали выразительные и трогательные произведения, которые продолжают звучать для зрителей и сегодня. Учитывая важность этих художников, неудивительно, что большое количество исследований было посвящено изучению их жизни, демонов и муз как пути к пониманию траектории развития современного искусства. Однако, когда речь заходит об исследовании более эзотерических и духовных аспектов их творчества, обнаруживается огромная пустота.

все о картинах

В этом кажущемся парадоксе Кэтрин Лохнан, старший куратор международных выставок в Художественной галерее Онтарио (AGO), увидела возможность создать уникальное шоу. «Не хватает общего внимания к духовности как ключевому компоненту видения художника», — сказала Лохнан в интервью журналу NGC Magazine. «Выбранные нами произведения искусства передают духовные идеи и способны тронуть людей».

Разработанная совместно с бывшим куратором AGO Роальдом Насгаардом и историком искусства Богомилой Уэлш-Овчаровой, книга «Мистические пейзажи: Шедевры Моне, Ван Гога и других — это совместное производство AGO и Музея Орсе в Париже, который представит выставку этой весной. В экспозицию «Мистические пейзажи», которая также имеет одноименный каталог, вошли такие шедевры, как «Видение после проповеди» Поля Гогена (1888), «Водяные лилии (Нимфеи)» Клода Моне (1907) и «Солнце» Эдварда Мунка (1910-13). В общей сложности здесь представлено около 90 картин и 20 работ на бумаге 36 художников из 15 стран Европы и Северной Америки. Мистические пейзажи» создавались в течение пяти лет, и в ее подготовке принимали участие не только кураторы и искусствоведы, но и теологи, психологи и ученые.

все о картинах

Национальная галерея Канады (NGC) является самым крупным спонсором выставки после Музея д’Орсэ. «Щедрость Национальной галереи, предоставившей шесть картин, огромна, — сказал Лохнан, — это символически очень важно, потому что это проект, созданный Канадой. Для французской и вообще европейской аудитории будет большим откровением впервые увидеть Эмили Карр». В передачу вошли как знаменитые, так и малоизвестные жемчужины из национальной коллекции — «Пейзаж с человеком в капюшоне» Мориса Дени (1903), «Арениг» Джеймса Диксона Иннеса (1911), «Декоративный пейзаж» Лоурена С. Харриса (1917), «Небо» Эмили Карр (1935-1936), а также две работы Пола Нэша: «Пустота» (1918) и «Каштановые воды» (1923).

Термин «мистик» происходит от греческого mustikos и латинского mysticus, что означает «посвященный». Мистик верит в духовное постижение истин, которые невозможно постичь. Однако, несмотря на невероятные научные открытия и исследование миров, находящихся далеко за пределами нашей досягаемости, мы все еще не приблизились к пониманию основных тайн природы, таких как зарождение жизни.

Мистические пейзажи: Шедевры Моне, Ван Гога и других художников» была создана на основе метафоры жизненного пути. Первый раздел выставки ведет посетителей по тропинке через лес. На картинах Гогена, Дени и Жоржа Лакомба сами деревья становятся проводниками между искусством и небом.

Далее посетители попадают в зону созерцания, которая начинается с Моне. «Вы чувствуете, что буквально выходите за пределы земли», — говорит Лохнан. «При встрече с этими картинами возникает огромное чувство подъема». Затем есть раздел, посвященный темноте: мистическое путешествие, которое проводит посетителей через светлые и темные периоды, а также периоды сумерек. Здесь есть сама ночь», — говорит Лохнан, ссылаясь на нигилистическую картину Пола Нэша «Пустота». «Есть также «Каштановые воды», очень мирная картина, memento mori, созданная в память о потерянном друге».

все о картинах

Следующая область посвящена дикой природе. «Мы все способны испытывать мистические переживания», — отмечает Лохнан. «Большинство из них вызываются природой, ночным небом, восходами и закатами». По ее мнению, люди с древних времен уходили в дикую природу, чтобы помолиться и обдумать свою жизнь. В представленных здесь работах Эмили Карр и Тома Томсона изображены горы, леса и нетронутые места.

Последняя часть выставки исследует космос, начиная с космического пространства и заканчивая горной вершиной. В этот раздел входит картина Ван Гога «Звездная ночь над Роной в Арле» (1888), которая наводит на мысль о дикости сверхъестественных измерений через клубящееся ночное небо.

С незапамятных времен люди искали мистическое в обыденном. На этой выставке художники от Эдварда Мунка до Эмили Карр становятся искусными посредниками между миром, который мы видим вокруг себя, и чем-то более трансцендентным. Для Кэтрин Лохнан выставка была задумана именно для того, чтобы побудить к созерцанию. «Мы приглашаем публику войти в эти мистические пейзажи, — говорит она, — и в конечном итоге разделить опыт художника».